Как заинтересовать ребенка учебой?

  • автор:

Мотивация бывает внутренняя и внешняя — то есть, естественная и действующая извне.

Внутренняя мотивация присуща решительно всем детям: есть занятия, на которые ребенка не надо вдохновлять, он испытывает радость от познания и научения. В первый класс почти все дети приходят мотивированными, но постепенно угасают, теряют умение получать удовольствие от обучения. Тогда начинает действовать мотивация внешняя, «учиться чтобы…». Внешняя мотивация всегда работает хуже внутренней, но зачастую позволяет доучиться в школе.

Самый невеселый вариант — когда у ребенка наблюдается амотивация, то есть он по факту ничего не хочет делать, внутренние мотивы угасли, а внешние побуждения и наказания на него не действуют.

Существует семь факторов мотивации. К факторам внутренней мотивации относятся:

  • Интерес. Нечто новое, умеренно непонятное, загадочное и увлекательное в зоне ближайшего развития.
  • Автономия. Это свобода учиться: ты сам решаешь, что должен кое-что освоить. Человек сам источник своей деятельности.
  • Достиженческая мотивация. Стремление к успеху, желание что-то сделать максимально хорошо, быть компетентным. Работает на самооценку ученика как способного и талантливого человека.
  • Позитивная взаимосвязь с другими людьми. Иными словами, признание, принятие ребенка социумом независимо от того, какой он ученик, хороший или плохой.
  • Смысл. Связь процесса обучения с дальними или близкими целями. То есть, ребенок осознает, что хочет учиться ради какого-то результата, ради пользы для себя.

В рамках своей работы наша команда учитывает особенности внутренней мотивации, хоть некоторые пункты и не могут зависеть от преподавателя, но на занятиях мы пытаемся преподнести материал так, что бы разбудить интерес к изучаемой теме, создаем благоприятную атмосферу и пытаемся даже на школьных предметах организовать командный дух, а самое главное в рамках начала каждого занятия мы раскрываем смысл изучаемого вопроса и обсуждаем возможности практического применения знаний.

ст. преподаватель команды КУРСЫ23.РФ

Факторов внешней мотивации всего два, но нам всем они очень хорошо известны:

  • Вознаграждение. Это может быть и оценка, и похвала, и обещание, и конфета — в зависимости от того, что значимо для ребенка.
  • Избегание наказания. Самый слабый и малорезультативный фактор. Наказанием можно считать не только и не столько физическое: недовольство близких и отсутствие принятия также можно считать наказанием.

Проблема в том, что не все факторы внутренней мотивации могут быть реализованы в условиях классической школьной системы обучения: отчасти ребенка могут поддерживать смысл и интерес, фактор компетентности срабатывает только для успешных учеников, с автономией и позитивными социальными связями дело обстоит совсем плохо.

Классно-урочная система известна еще с 17 века, она предусматривает сильную вертикаль: учитель над учениками, программа — над учителем. У этой системы есть много альтернатив, например, человекоцентрированный подход Карла Роджерса, известный с 1960-х годов. При этом подходе программа остается важной частью образовательного процесса, но при этом учитель создает для учеников образовательные возможности, предоставляет средства и помогает им наладить общение друг с другом.

Несмотря на обстоятельства и вероятную невозможность использования альтернативных методов обучения по ряду обстоятельств: страх, непонимания принципов, удаленность от центров и т.д. мы можем посоветовать родителям учитывать ряд принципов в воспитании.

Даже если учитель прикладывает усилия для развития интереса детей, вы так же помогайте ребенку заинтересоваться, спрашивайте его или придумывайте игры которые бы помогли ему больше заинтересоваться всеми предметами. Так допустим дома можно ставить физические и химические опыты, отправляясь в отпуск составлять справочник флоры и фауны, создавать целые театрализованные представления по литературным и историческим сценам.

Поверьте это не только положительно повлияет на развитие ребенка, но и поможет вашей семье прекрасно провести время!

Даже если ребенку шесть лет, это не значит что у него не может быть своего мнения, учитывайте желания и потребности ребенка, позволяйте интересоваться им тем что нравиться именно ему.

Перед тем как накричать на ребенка, попробуйте в простой обстановке обсудить как и где он применит те или иные знания, так же можно это переквалифицировать в ролевую игру, порой знания из одной области успешными учеными, бизнесменами или просто специалистами применяются в других – это и есть их секрет успеха.

Как пример можно вспомнить Стива Джобса, который всю будущую компанию построил не только на технологиях, но и на каллиграфии, овладение которой он считал самым важным навыком своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *